Блог компании
25.10.2021

Наценка на товар

От наценки зависит и ваша прибыль с единицы товара, и конкурентоспособность на рынке. Разберемся, как правильно рассчитать стоимость товара, чтобы не проиграть свою долю другим производителям.

Наценка на товар — нормальное явление. Ничего не должно продаваться по себестоимости. Компания должна платить аренду и налоги, зарплаты и премии, взносы и штрафы. А как показал коронакризис — еще и формировать амортизационный фонд, чтобы выжить, если вся торговля встанет на месяц. В этой статье мы рассмотрим, как другие компании формируют справедливую наценку.

Как рассчитать наценку на товар

Вычисление наценки — это часть ценообразования товара. А это задача маркетингового и финансового отдела. Маркетологи должны знать, как повлияют цены на конкуренцию, а финансисты — как они изменят показатели прибыли в этом квартале и как планировать дальнейшую деятельность компании.

На стыке этих двух дисциплин работают те, кто выбирают цену на продукцию. Что нужно знать, чтобы правильно рассчитать наценку:
  • Стоимость аналогичного товара у конкурента
  • Психологически приемлемую стоимость товара у вашей целевой аудитории
  • Позиционирование компании и аудиторию, с которой она хочет работать
  • Себестоимость продукции
  • Сезонность спроса, чтобы наценка в сезон обеспечила время простоя в несезон
  • Стоимость маркетинговых расходов на рекламу и продвижение товара
  • Норму прибыли, которая бы удовлетворила руководство и акционеров компании
  • Законодательное ограничение наценки в вашей отрасли, если такое имеется.

Собственно, сведя все эти факторы в стройную таблицу «Экселя» вы получите точно подходящую вам наценку и места конфликтов. Например, при вашей себестоимости удобна одна цена товара. Но для аудитории она непозволительная, на том поле уже работают компании премиум-уровня. Что делать? Снижать себестоимость.

Расчет наценки в рублях

Существуют разные способы расчета наценки. Начнем с простого — наценка в твердой валюте. Вы точно знаете, что с каждого проданного товара хотите получить 1000 рублей прибыли. Берете себестоимость товара и прибавляете 1000 рублей. Стоимость товара готова. Правильно?

На самом деле нет. Вы получили суммарный валовый доход. Из этой тысячи будут вычтены затраты на логистику, взносы и так далее. Если мыслить такими простыми категориями, то у вас не получится быть гибким. Особенно это актуально для нашей валюты: она волатильна, а поставщики считают цены от доллара или евро.

Что нужно учитывать в операционных расходах:
  • аренду
  • налоги и взносы
  • мотивацию сотрудников
  • расходы на логистику и эквайринг
  • коммунальные услуги


Расчет наценки в процентах

Наценка в процентах чуть честнее и проще, чем в твердой валюте. Вы прибавляете не сумму в рублях, а определенный процент маржинальности, который помогает вам определить справедливую наценку.

Например, вы знаете, что у всех конкурентов маржинальность на уровне 15%, а у вас есть перед ними ряд конкурентных преимуществ. Если вы установите такую же наценку в 15%, то просто победите всех на рынке. Если наценка будет выше, то клиентов будет меньше, но прибыль и средний чек пропорционально вырастут.

Как рассчитать наценку по маржинальности:
  • узнать наценку конкурентов
  • провести анализ рынка, зная примерную себестоимость
  • выставить ее интуитивно и протестировать на живом рынке.


Наценка в процентах по оптовой цене и наценке в рублях

Еще один хитрый способ узнать, какую наценку делают ваши конкуренты — запросить оптовые цены у их поставщиков. Тогда, имея на руках счет и цены других компаний вы сможете найти процент маржинальности других компаний. Как это делается:
  • Вы фиксируете закупочную цену, например, 100 рублей за единицу товара
  • Вычитаете из розничной цены (например, 115 рублей) закупочную
  • Делите твердую наценку на закупочную стоимость и возводите в проценты: 15 ₽ / 100 ₽ = 15%.

Помните, что конкуренты могут иметь спецусловия от поставщика, поэтому их оптовая цена может отличаться в лучшую сторону и наценка на самом деле выше. В любом случае, ориентируйтесь на свою компанию и ее рентабельность, чтобы не попасть в кризисное положение.

Наценка по цене продажи и оптовой цене

Такая система работает для оптовой торговли и товаров, которые отпускаются партиями. Такая система дает возможность рассчитать среднюю цену за период, если она была неравномерна на всем периоде продаж. Например, если для одних клиентов были скидки за объем и лояльность, а для других — наценки.
  • Вы фиксируете закупочную цену, например, 100 рублей за партию
  • Вычитаете из отпускной цены (например, 150 рублей) закупочную
  • Делите разницу на закупочную стоимость и возводите в проценты: 50 ₽ / 100 ₽ = 50%.

* * *

Теперь вы знаете о формировании наценки чуть больше. Когда определитесь с ценами на свои товары, обращайтесь к нам, мы поможем с их продвижением. Наша наружная реклама поможет подчеркнуть ваш конкурентные преимущества и обойти конкурентов. Ждем звонков и заявок!